Что такое логоритмика и зачем она нужна простыми словами

что такое логоритмика Дети
Для чего детям нужна логоритмика? Основные понятия и правила проведения занятий. Виды упражнений для самых маленьких и детей дошкольного возраста

Все, что есть вокруг нас, живет в своем определенном ритме. Все в природе имеет собственный цикл. Это было замечено еще на территории Древней Греции – мудрыми учеными и мыслителями. Впоследствии их наблюдения были поддержаны более современными биологами, химиками и медиками. Ведь им удалось доказать, что регулярная работа с определенными движениями способствует борьбе с различными патологическими процессами. Причем данные практики улучшают тело, ум, душевное состояние. В связи с этим широкое распространение получила логоритмика.

Что такое логоритмика

что такое логоритмика простыми словами

Логоритмика, или логопедическая ритмика, отличается тем, что в упражнениях присутствует три основных компонента. К ним относится речь, движение и звук. Именно эта комбинация оказывает благотворное влияние на речь детей, делая ее плавной и понятной, а также способствует борьбе с заиканием.

С чем связано данное явление? Наверное, с тем, что речь представляет собой крайне сложный процесс, который требует гармоничного взаимодействия между собой дыхательной системы, мышечных структур, голосовых связок, нервных окончаний. Если какой-то элемент «сломан», система может дать сбой, особенно часто это происходит в тот отрезок времени, когда детская речь активно развивается. Вместе с музыкой и движениями такое «общение» входит в общий ритм и обеспечивает настройку речевой системы на нужный лад.

На первый взгляд может показаться, что логоритмика представляет собой абсолютно новое направление, но это не так. Ведь она появилась еще в 30-х годах прошлого столетия, но из-за благоприятного влияния на организм пришлась по вкусу многим современным родителям. На сегодняшний день данное направление выступает в качестве одного из значимых звеньев коррекционной педагогики и является связующим звеном между движением, музыкой и звуком.

Занятия логоритмикой обычно направлены на то, чтобы ребенок развивался всесторонне, а его речь постоянно совершенствовалась.

Благодаря практикам, он сможет:

  • овладеть базовыми навыками движения;
  • улучшить речевые функции;
  • ориентироваться в пространстве;
  • осознавать суть предлагаемых задач;
  • обрести способность к преодолению трудностей;
  • мыслить творчески.

Считается, что ежедневное выполнение упражнений способствует комплексному оздоровлению детей. Под воздействием этих занятий наблюдается серьезная перестройка систем организма, таких, как сердце, сосуды, легкие, мозг. Современная логопедическая ритмика включает в себя несколько базовых направлений:

  • ходьба;
  • правильное дыхание;
  • проработка мышечных структур;
  • речь;
  • музыкальная составляющая;
  • упражнения по ритмике;
  • пение;
  • развитие мелкой моторики рук.

Базовый принцип формирования всех этих видов работы заключается в тесной взаимосвязи между речью и движением, речью и музыкой.

Для кого полезна логопедическая ритмика

для кого полезна логопедическая ритмика

Есть несколько категорий детей, для которых логопедическая ритмика будет нести особую пользу:

  • запинки в речи, заикание, неспособность произносить некоторые звуки;
  • крайне медленный или, наоборот, быстрый темп разговора;
  • недостаточное развитие двигательной моторики и координации;
  • задержка речевого развития;
  • состояние дизартрии;
  • повышенная заболеваемость простудой – ОРВИ, гриппом.

Абсолютно все дети с радостью выполняют предлагаемые упражнения, поэтому заниматься можно с ребятами всех возрастов.

  1. От 0 до 2,5 лет происходит первое развитие речевой функции. Поскольку в этом возрасте ребенок плохо понимает речь, подойдет обучение в стихотворно-игровой форме. Взрослый должен помогать крохе в выполнении нужных упражнений. Например, поднимать и опускать руки вместе с ним, хлопать в такт музыке.
  2. От 2,5 до 4 лет наблюдается активное формирование речи, а также происходит совершенствование двигательных навыков. Специальные занятия станут замечательным подспорьем в рамках данного этапа. Основная задача ребенка на нем заключается в том, чтобы повторять то, что говорит взрослый, и в такт речи выполнять определенные двигательные упражнения. Если малыш не может повторить и воспроизвести то, что было сказано и сделано, действовать нужно по частям.
  3. От 4 до 6 лет происходит формирование более правильной речи ребенка, то есть детских ошибок в ней становится все меньше и меньше. Поэтому важную роль играет проработка различных чистоговорок в целях отрабатывания комплекса звуков и движений.
  4. В возрасте 6-8 лет ребенок имеет максимально хорошо развитую фантазию, поэтому ему под силу выполнение различных движений. Особый интерес в этот период времени будут представлять задания, при которых взрослый читает стихотворения, а ребенок сам выбирает оптимальные упражнения, которые впоследствии будут ассоциироваться со строками.

В ходе занятий важную роль играет техника выполнения упражнений, связанных с речью. Дело в том, что строки из стихотворений должны проговариваться так, чтобы малыш не испытывал трудностей при соотнесении движений в области рук, ног и всего тела, а также ритма речи. Особого внимания заслуживает строгое соблюдение последовательности. На первом этапе движения выполняются ребенком на основе показа взрослого, а затем можно переходить к самостоятельным действиям. Важно, чтобы ритм был удобен для малыша, подгонять его не нужно. Только при таком подходе занятия будут приносить удовольствие и колоссальную пользу.

Как уже отмечалось, с помощью логоритмики можно научиться красивой и правильной речи. Наряду с этим направление способствует решению некоторых других задач.

  1. Развитие общей и тонкой моторики движений.
  2. Нормализация тонуса мышц во всем теле.
  3. Формирование рационального речевого дыхания.
  4. Совершенствование функций памяти и внимания.
  5. Улучшение восприятия окружающего мира, особенно на слух.
  6. Благотворное воздействие на физическую форму.
  7. Улучшение психического и эмоционального состояния.

Родители могут проводить занятия с ребенком самостоятельно, но лучше всего податься в профессиональную группу. В ней ребенок научится грамотному выполнению упражнений и взаимодействию с другими детьми. Хорошие педагоги могут подобрать индивидуальную программу, которая поможет ребенку справиться с основными трудностями и улучшить состояние здоровья.

Виды упражнений

виды упражнений

Конкретные виды выбираемых упражнений во многом зависят от возрастных особенностей ребенка.

Упражнения для самых маленьких

логоритмика для самых маленьких

Для самых маленьких учащихся существует огромное количество игр. Вот самые распространенные варианты времяпрепровождения в логоритмике.

  1. Можно дуть на мелкие и легкие предметы. Например, на пушинку, вату или конфетти. Важно, чтобы ребенок сохранял губы в правильном положении: они должны быть округленными и немного вытянутыми вперед.
  2. Далее можно наполнить тазик водой и научить ребенка тому, чтобы он дул на легкие предметы, которые в нем находятся, самостоятельно. Лучше всего для этих целей подойдут кораблики из бумаги. Чтобы занятия проходили еще более интересно, стоит устроить конкурс и определить, чей кораблик уплыл дальше.
  3. Еще один вариант – запуск мыльных пузырей, на которые также можно дуть.
  4. Для всестороннего развития малыша подойдут музыкальные инструменты. Больше всего юному музыканту понравятся дудки и гармошка. Можно даже организовать целый оркестр, состоящий из всех членов семьи.
  5. Еще одно распространенное упражнение – поднятие рук вверх на вдохе и их опускание вниз на выдохе. Постепенно задания могут усложняться. Например, при поднятии конечностей вверх пропеваются гласные звуки, а вниз – согласные.
  6. Необходимо взять в руки длинную веревку, а затем спрятать ее в кулаке. После этого останется предложить малышу взять ее кончик и начать тянуть, пропевая гласные звуки. Не важно, какой является веревка, т. к. она может быть длинной или короткой.

Эти упражнения подойдут для детей дошкольного возраста, которые только учатся разговаривать, а также читать и писать. С самыми маленькими учащимися (до 2 лет) любые упражнения нужно переводить в игровую форму, в противном случае они не будут поняты. В качестве подспорья можно использовать детские песенки, стихи, яркие картинки.

Занятия для детей от 2 до 4 лет

В этом возрасте наблюдается активное формирование речи, поэтому можно не просто учить ребенка говорить, но и делать это правильно. Для решения поставленных задач подойдут следующие игры.

  1. Сила голоса. Воспитать ее можно, если произносить гласные звуки более громким голосом, а согласные буквы – более тихо, и наоборот. Если ребенок еще слишком мал для того, чтобы отличать одни буквы от других, можно «играть» с понятиями. Например, названия животных произносятся громко, а насекомых – тихо. Или имена мальчиков проговариваются громко, а девочек – тихо.
  2. Активация внимания. Такие упражнения способствуют воспитанию быстроты и точности реакции на раздражители слухового и зрительного характера. Наряду с этим они способствуют комплексному развитию всех видов памяти. Речь идет о двигательной, слуховой, зрительной памяти.
  3. Еще одна занимательная игра проводится с музыкальными инструментами, например, с бубном. Нужно дать малышу инструкцию: когда звук громкий, нужно топать ножками, когда он тихий – стоять на месте. Аналогичным образом можно менять темп и силу, с которой звучат музыкальные инструменты.
  4. Важную роль играет введение в занятия по логоритмике речевого материала. Ведь с помощью внедренных слов можно формировать огромное количество упражнений, которые базируются не на ритме музыки, а на стихах. Все это в любом случае обеспечивает ритмичность движений.

Нужно проговаривать строчки из стихотворений и совмещать их с движениями. Например, сильно топтаться на месте и говорить определенные слова. А затем вытянуть обе руки по сторонам, сжать их в кулаки, а затем резко разжать и положить на пояс, комментируя свои действия.

  1. Хорошие педагоги широко используют упражнения без музыкального сопровождения, особенно хорошо они работают во время утренней гимнастики, когда требуется подготовка тела и умонастроения к предстоящему дню.
  2. Следует помнить, что осваивание музыкального темпа намного проще и быстрее происходит на обыкновенных движениях в виде хлопков, ударов по бубну, взмахов руками. В рассматриваемом возрасте ребенок активно интересуется тем, что происходит вокруг. Поэтому можно просто взять в руки барабан и предложить малышу издавать четкие удары, под которые можно ходить медленным шагом. Затем нужно бить по основной части музыкального инструмента и перемещаться по помещению вместе с ребенком.

В этом возрасте под прослушивание песен можно вместе с ребенком делать хлопки под музыку, топание ногой, отстукивание ритма по столу и так далее. В качестве интересного обучения в данном случае также выступают речевые игры, которые подразумевают подражание голосам животных. Если повторять простые звучания многократно, можно легко развивать речь и фантазию. Главное – сохранять терпение в любом вопросе.

Упражнения для детей от 4 лет и старше

В этом возрасте дети активно взрослеют, поэтому самое время – предлагать им более сложные упражнения. К ним относятся чистоговорки, техники на чувство темпа и ритма. Можно включать в занятия динамичную музыку, быструю речь, гимнастические движения. Если выполнять практики ежедневно, результат будет заметен уже через месяц, но лучше всего проводить их с раннего возраста, если не для лечения, то для профилактики проблем в речевой сфере.

Таким образом, логоритмика – важнейшее направление для занятий с детьми, которое является связующим звеном между тремя компонентами – звуками, движениями и речью. Если все делать грамотно, можно достичь быстрого и устойчивого результата. Можно проводить упражнения самостоятельно в домашних условиях или же обратиться к специалистам и отдать ребенка/детей в специальную группу.

Rate article
Jette.ru
Добавить комментарий