Успеваемость в школе — одно из условий достижения успеха в жизни. Но заставить ребенка учиться не так просто. Давление родителей оказывает прямо противоположный эффект — дети протестуют, отказываются делать уроки; успеваемость снижается. Взрослые не знают, как исправить ситуацию. Начинают устанавливать запреты, чтобы хоть как-то повлиять на школьника.
Детские психологи рекомендуют начинать решение проблемы с выявления причины такого поведения. Опыт показывает, что их много и у всех разные:
- Ребенок может быть психологически не готов к школе.
- Трудно учиться, потому что нет дошкольной подготовки — не умеет правильно держать ручку, не знает алфавит. Ребенку тяжело соответствовать сверстникам, из-за чего появляется разочарование, неуверенность в себе и, как следствие, отказ делать уроки.
- Завышенные требования со стороны взрослых, в результате чего школьник трудится на пределе сил. Протест — ответная реакция на усталость и загруженность.
- Влияние сверстников, когда одноклассники унижают, позволяют неуместные шутки, называют «заучкой». Желание учиться и получать новые знания в таком коллективе пропадает.
- Скучный обучающий процесс: материал преподносится недоступно или учеников заставляют самостоятельно разбираться в теме. Ребенку, особенно младшего школьного возраста, важно, чтобы занятия проходили в активной игровой форме. Тогда лучше запоминает, заинтересовывается новым и с радостью посещает уроки.
Современные образовательные центры стараются пробудить интерес ребенка к учебе. Программы разрабатываются таким образом, чтобы дети хотели думать, размышлять, творить.
Как правильно мотивировать
Чтобы понять, откуда взять импульс, заставляющий ребенка что-то делать, необходимо разобраться с понятием «мотивация». Это совокупность факторов, заставляющих человека действовать для удовлетворения потребностей или достижения целей.
Делятся на 2 большие группы:
- внутренние;
- внешние.
Последние предполагают поощрения или наказания. Взрослые чаще предпочитают именно внешнюю мотивацию, которая редко оказывается эффективной.
К внутренним факторам относятся познавательные, коммуникативные, эмоциональные. Интерес вызывает желание узнавать новое; расширение круга общения заставляет получать новые знания; чувства уверенности, удовлетворенность результатами мотивирует на дальнейшие достижения. Именно внутренняя мотивация позволяет пробудить интерес детей к учебе.