У детей наблюдают четыре типа темперамента. Каждый тип темперамента требует изучения, понимания и конкретного подхода. В разных ситуациях у ребёнка могут проявиться смесь темпераментов, но доминирует один и его необходимо определить. Зная, как проявляется характер ребёнка при определённом типе, гораздо легче распределить и направить его энергию, привлечь к нужному действию. Давайте кратко рассмотрим их отличительные особенности.
Сенситивные дети
Им необходимо участие, сочувствие, их нужно выслушать и понять. Они чувствительны и ранимы. Жизнь воспринимают через собственные переживания и чувства. Они более послушны и исполнительны, когда они выскажутся и почувствуют понимание. Это качество необходимо каждому. Но эти требуют особенного подхода и признания. Как только вы дадите понять, что его горести и обиды вам знакомы, он отвлечётся и жизнь наладится. Главное, его не торопить. Если его жизнеощущение позитивно налаживается, оставьте его на время, с самим собою. Не напоминайте ему о его напрасных переживаниях. Он и так способен драматизировать своё состояние. Он должен время от времени чувствовать заботу, тепло. Если он на жалобу, что у него что-то болит, не получает отзыва, он страдает ещё больше и не только физически, но и эмоционально. Развеселить его в таком случае не удастся. Терпение и понимание разрешат все проблемы.
Активные дети
Название отвечает само за себя. Они — активные, их интересует способность влиять на окружающих. Они не сидят на месте, не зацикливаются на ошибках и неудачах, порой даже не анализируют происходящее. Им необходим режим и авторитетный наставник, который смог бы все держать под контролем и обуздать неуёмный характер. Им нужен ведущий, «наряд-заказ» на целый день, условия и правила игры. Также они хотят и сами быть главными, назначать правила, блистать умениями и навыками. Такую возможность ему надо предоставлять, но умело, со стороны руководить его энергией. Им важно знать, что им можно доверить ответственное задание. Они совершенствуются, ставя перед собой новые цели. Поэтому познают мир посредством проб и ошибок.
Реактивные дети
Их развитие немыслимо без взаимоотношений, общения, дружбы. Они легко знакомятся, но не привязываются, легки в общении, редко злятся. Стремление познать весь мир через пережитые ощущения обогащает их опыт и сущность. Из-за новых свершений, дела часто не доводятся до конца. Напоминание о незавершённой работе выводит их из себя. Если не давить на ребёнка, дать ему найти себя, продлить срок выполнения, то по истечении времени он вернётся к начатому делу, вникнет в решение проблемы и завершит задачу. Ещё они любят, когда им помогают, и любят все делать вместе: убирать комнату, участвовать в выполнении домашних заданий, вместе читать.
Восприимчивые дети
Это темперамент сходен с первым. Они беспокойны за свою жизнь, переживают прошлым, интересуются настоящим и будущим. Если они не знают, что произойдёт в следующий момент, то должны это выяснить. Они режимные и должны все расставить по полкам, придерживаясь расписания. Эти дети добрые, отзывчивые, коммуникабельны. Они обдумано приступают к выполнению задания, медленно, но верно идут к логическому завершению. Они любят подсказки, но не любят, когда их подгоняют или предлагают заняться чем-то новым. К этому решению они должны прийти сами, осмотревшись и привыкнув к условиям. Эти дети не так подвижны, им нравится сосредоточенно наблюдать за процессом игры.
Чистого типа темперамента не существует, а с возрастом и условиями развития он может трансформироваться. Ищите подход к вашим детям, не забывая, что у вас свой тип темперамента.