Входной порог для школы становится всё выше. Навыки и знания 45% российских малышей не соответствуют требованиям для первоклассников. В новой федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) в числе основных целей обозначена и учебная подготовка. Однако справятся ли с поставленными задачами воспитатели и дети? Что меняет ФОП ДО в детских садах?
Как обстояли дела до сентября 2023 и введения ФОП ДО
Чтобы дети могли уверенно отправиться в первый класс, ответственные родители действуют примерно одинаково, применяя три подхода.
Способы усиленной подготовки к школе:
- персональное репетиторство;
- регулярные занятия в развивающих заведениях;
- запись в частный детский сад с акцентом на обучении.
Репетиторство отчасти вопрос рулетки. Во многом зависит от личности педагога и от умения найти общий язык с конкретным ребенком.
Максимум умений традиционно гарантирован при подготовке детей к школе в частных образовательных центрах талантливыми педагогами. Эффективные программы позволяют максимально раскрыть потенциал дошкольника в небольших группах по 8–10 человек.
Условия во многих частных и некоторых муниципальных детских садах также позволяли ставить акцент на методе, определенном родителями: приближение к домашней среде и физическое развитие, иностранный язык и творчество.
Пользовались популярностью система Монтессори и методика Глена Домана, вальфдорский подход и система Никитиных, «ПРОдетей» и «Золотой ключик» и многие другие. Зачастую в основе успеха методики лежит индивидуализация. От которой многим дошкольным заведениям теперь придется отказаться.
На что ориентирована ФОП ДО
Базовые цели федеральной образовательной программы:
- воспитание духовно-нравственных, гражданских качеств и патриотизма;
- доступность дошкольного обучения для всех регионов;
- интеграция ребенка в систему непрерывного образования;
- соответствие результатов пребывания ребенка в саду нормативам государственного стандарта (ФГОС ДО).
Мониторинг
В программе подробно расписаны ожидаемые навыки для всех возрастных диапазонов с шагом в один год: до года, до двух лет и так далее.
В ФОП указано, что классификация условна по причине разной скорости освоения материала. Плановая диагностика достижения результатов не должна обижать отстающих малышей, она нацелена на построение индивидуального вектора развития в случае необходимости.
Акцент на учебе и унификации
Где воспитатели найдут время на индивидуализацию, пока неясно. Программой увеличено число праздников, к которым надо тщательно готовиться. Сделан большой упор на образовательной составляющей в ущерб игровой, творческой и исследовательской. «5 минут на игру», по меткому выражению одного из воспитателей.
Унификация в тренде. Программа допускает лишь 40% региональных и иных включений. Наверняка это будут элементы национальных традиций, а также кубики Зайцева для обучения чтению и математике. К кубикам привыкли во многих садах и вряд ли от них откажутся. Но другие методики разместить в 40% не удастся.
Один воспитатель должен привести всю группу малышей к первому классу в жестких рамках методики федеральной программы. С ежегодными промежуточными тестированиями, после которых некоторые из расстроенных родителей ринутся искать менее обремененного стандартами, но более результативного педагога.
Выход есть всегда
К счастью, в век удаленных коммуникаций можно пройти качественную онлайн-подготовку сродни https://smartclass.online/online-payment-lessons даже в глубинке. Живое общение возможно не только офлайн. Как правило, методики профессионалов обеспечивают достойный результат.
Многие родители и бабушки каждый день занимаются с детьми сами. И размышляют, почему 30–40 лет назад путь к первому классу не был столь тернистым. Всё меняется, но превращение детских садов в филиалы начальной школы отчасти лишает малышей детства.